МАОУ "Лицей №10" г. Советска
г.Советск Калининградская область
  • Аттестация педагогических работников

    Аттестация на соответствие занимаемой должности

    Здесь все понятно. Проводится раз в 5 лет на основе оценки профессиональной деятельности комиссией, которая самостоятельно сформирована в школе. Комиссия состоит из 5 человек, руководитель организации в комиссию не входит.

    Аттестацию не проходят:

    • кто уже имеет квалификационную категорию (здесь все логично);
    • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, где проводится аттестация;
    • беременные и те, кто в отпуске по уходу за ребенком (те, кто в отпуске, могут пройти аттестацию только через 2 года после выхода из отпуска по уходу за ребенком);
    • те, кто отсутствовал на рабочем месте более 4 месяцев в связи с заболеванием (могут пройти аттестацию только через 1 год после выхода на работу).

    Аттестация на первую и высшую категории

    Проводит комиссия из 7 человек, которая сформирована органами государственной власти региона. В процедуре присвоения первой или высшей категории изменений нет. А вот в сроках есть. Вернее, эти сроки отсутствуют. Ранее первая и высшая категория присваивалась сроком на 5 лет. Далее ее необходимо было подтверждать или повышать (если речь идет о первой категории). Теперь же слова и упоминание сроков отсутствует. И это интересный момент.

    Скорее всего, уже в ближайшее время нас ждут интересные новости в этом направлении. Мы сразу сообщим вам о них.

    Квалификационные категории «педагог-наставник», «педагог-методист»

    Здесь нет заметных изменений. Важно:

    • может получить эту категорию только педагог, который имеет высшую квалификационную категорию;
    • о сроках действия категории ничего не сказано. Но если в условиях прописано, что эту категорию может получить только учитель с высшей категорией, то вполне понятно, почему сроки отсутствуют.
    • Хотя сказано, что эти категории закреплены «при условии выполнения дополнительных обязанностей, связанных с методической или наставнической деятельностью».

    Изменения системы аттестации учителей 2023

    До 2021 года проведение аттестации педагогических специалистов было в компетенции региональных министерств и департаментов, что позволяло каждому региону выбирать, какие компоненты использовать в аттестации, например, заполнять портфолио или проводить открытые уроки. Однако новые правила вводят ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы), которые будут использоваться для проверки навыков и знаний педагогов.

    Новая система также включает две дополнительные квалификационные категории: учитель-наставник и учитель-методист. Министерство ожидает, что это поможет создать больше возможностей для карьерного роста педагогов.

    Теперь список категорий учителей выглядит следующим образом:

    1. Молодой специалист: выпускник педагогического вуза без категории.
    2. Учитель, соответствующий должности: молодой специалист с опытом работы 3 года и успешно сдавший аттестацию.
    3. Учитель-методист: специалист, занимающийся разработкой методических материалов, учебных пособий и новых педагогических технологий.
    4. Учитель-наставник: самый высокий уровень квалификации. Отвечает за работу с педагогическим коллективом школы, консультирует молодых педагогов и студентов.  

    Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:

    Что такое ЕФОМ?

    ЕФОМ (Единые федеральные оценочные материалы) - новая система аттестации преподавателей, введенная с 2023 года. ЕФОМ подразумевает оценку навыков и знаний педагога по четырём основным критериям: методическому, предметному, психолого-педагогическому и коммуникативному.

    Новая система единой аттестации ЕФОМ позволит:

    • Продвигаться по карьерной лестнице независимо от количества проработанных лет
    • Оценивать достижения учеников и навыков учителей объективно
    • Создать специальный рейтинг преподавателей, который будет зависеть от их профессиональной деятельности
    • Разработать оптимальную концепцию подготовки школьников в соответствии с новыми нормами и правилами системы образования ФГОС

    Цели и задачи

    Две основные цели введения новой системы аттестации:

    • повысить мотивацию преподавателей к профессиональному совершенствованию;
    • отфильтровать сотрудников, которые по тем или иным причинам не могут соответствовать современным стандартам.

    Задачи ЕФОМ:

    1. Стимулировать непрерывный процесс повышения квалификации педагогов и создать условия для их личностного развития. Для достижения этих целей были установлены единые требования и создана национальная система учительского роста (НСУР).
    2. Укрепление кадрового состава, чтобы сделать процесс обучения более эффективным.
    3. Создание единой системы оценки педагогов и развитие системы наставничества, чтобы распространять передовые методы среди образовательных учреждений.
    4. Урегулирование системы мотивации с учетом квалификации учителя.

    Кто должен сдавать ЕФОМ

    Согласно планам, начиная с 2023 года, новая аттестация педагогов станет обязательной для всех работников. Будут сделаны исключения для следующих категорий. Аттестация для них будет проведена через два года после возвращения на работу.:

    • учителя, находящиеся в отпуске по беременности и уходу за ребенком до трехлетнего возраста;
    • педагогические сотрудники, проработавшие на своей должности менее двух лет;
    • учителя, отсутствовавшие на работе по болезни более четырех месяцев подряд.

    Виды аттестации педагогов с 2023 года

    • Первичная аттестация учителей

    Проверка осуществляется в форме профессионального экзамена, охватывающего все профессиональные компетенции. Чтобы пройти аттестацию, необходимо набрать не менее 50% от максимального количества баллов.

    Первичная аттестация учителей с 2023 года будет проводиться для следующих категорий:

    1. Выпускники высших и средних профессиональных образовательных учреждений;
    2. Лица с высшим или средним профессиональным образованием, не имеющие опыта работы учителем;
    3. Педагоги, которые не работали по специальности последние 5 лет.

    Новые правила аттестации учителей требуют, чтобы она была проведена в течение трех лет после начала работы педагога, но не ранее, чем через первый год педагогического стажа. Студенты, окончившие вузы или учреждения СПО по педагогическим специальностям, могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации. В редких случаях может быть проведена первичная аттестация для учителя, сменившего место работы и уже прошедшего аттестацию на предыдущей должности, однако это возможно только спустя два года работы в новом учебном заведении.

    • Аттестация на соответствие

    Цель этой аттестации заключается в проверке соответствия квалификации учителя профессиональным и образовательным стандартам. Процесс аттестации включает профессиональный экзамен по всем компетенциям, а также оценку мотивированного представления работодателя. Последнее включает в себя результаты профессиональной деятельности учителя, а также его профессиональные и деловые качества.

    Данная аттестация проводится каждые 5 лет.

    • Аттестация на категорию

    Аттестация проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации. В процессе аттестации осуществляется профессиональный экзамен, охватывающий методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. Также происходит оценка мотивированного представления работодателя, включающая результаты профессиональной деятельности учителя, его профессиональные и деловые качества.

    Как будет проходить аттестация

    Материалы Единого Федерального Оценочного Мероприятия (ЕФОМ) для всех образовательных учреждений в России включают три блока:

    1. Письменная работа по дисциплине учителя (около 2-ух часов): Этот блок оценивает предметные и методические компетенции педагога. Включает вопросы по планированию и организации учебного процесса, а также узкоспециализированные вопросы, связанные с конкретной предметной областью. Например, для учителя истории это могут быть ключевые события правления Ивана Грозного.
    2. Видеоурок (15-30 мин): В этом блоке оцениваются психолого-педагогические и коммуникативные компетенции учителя. Для прохождения этой стадии педагог должен предоставить запись реального урока, а также несколько самостоятельных работ учеников с оценками. Продолжительность видеоурока составляет от 15 до 30 минут, и качество записи не оценивается.
    3. Разбор кейса: В этом задании учитель работает на компьютере и получает индивидуальный кейс. В пробных заданиях педагогам предлагалось рассмотреть ситуацию, связанную с травлей ученика и обсудить, как работать с классом в таких случаях. 

      Сколько баллов можно набрать по итогам аттестации

      Максимальное количество баллов - 100. Для выпускников педагогических вузов достаточно набрать 60 баллов, для обязательной аттестации (раз в 5 лет) требуется не менее 70 баллов.

      Баллы формируются из двух основных блоков: ЕФОМ и представление работодателя. Баллы ЕФОМ могут составить до 60 баллов и формируются на основе результатов письменной работы, видеоурока и разбора педагогического кейса. Баллы за представление работодателя могут достигать 40 баллов и включают следующие пункты:

    4. До 20 баллов — положительные результаты учащихся за последние пять лет, с акцентом на динамику достижений. Даже незначительное улучшение будет иметь значение.
    5. До 15 баллов — индивидуальные достижения учителя, включая мнения выпускников. Сбор отзывов выполняется с использованием опросных листов на сайте школы.
    6. До 5 баллов — оценка профессиональных качеств педагога с учетом условий его работы, таких как техническое оборудование в классе.
    7. Работу учителей проверяют эксперты, которые прошли специальную подготовку от Рособрнадзора. Они выполняют оценку собранных материалов и присуждают баллы в соответствии с установленными критериями.

      Единые для всех образовательных учреждений России материалы ЕФОМ включают 3 блока:

    8. письменная работа по дисциплине учителя | проверяет предметные и методические компетенции педагога. То есть включают в себя вопросы по построению и планированию учебного процесса, а также узкопредметные вопросы, например ключевые даты правления Ивана Грозного для учителя истории (срок выполнения около 2 часов);
    9. видеоурок | оценивается психолого-педагогические и коммуникативные компетенции специалиста. Для прохождения данной ступени учителю нужно предоставить запись реального урока, а также несколько самостоятельных работ учеников с оценками (продолжительность видео 15-30 мин.; качество съемки не оценивается);
    10. разбор кейса | задание проводиться на компьютере, каждому учителю предоставляется индивидуальный кейс. Перечень тем на данный момент еще неизвестен, но в пробных заданиях педагогам предлагалось порассуждать на тему, как работать с классом, в котором происходит травля ученика.

    Аттестация руководителей образовательных организаций

    Опишите аттестацию руководителей. Примерно от 200 до 1000 символов.

    Укажите организацию, проводящую процедуру оценки качества образования 

    Аттестация на соответствие занимаемой должности - МАОУ "Лицей №10" г.Советска.

    Аттестация на первую и высшую квалификационную категории - Государственное казенное учреждение

    Калининградской области "Региональный центр образования" г. Калининград, ул. А.Суворова, д.45

    Укажите ФИО ответственного за независимую оценку.
    Укажите ФИО ответственного за независимую оценку
    Укажите должность
    Телефон:
    +7 (999) 999-00-00
    Почта:
    test@test.ru

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie